– В каком качестве участвовать в соревнованиях интереснее?
Анастасия: Участником, наверное.
Степан: Я считаю, что участником гораздо интереснее быть – можно раскрыть свои личные качества и есть раздолье для действий. У экспертов задача более стандартизованная. Требуется выполнение определенных действий согласно регламенту соревнований. Но работа эксперта сложнее в том плане, что требуется некоторая «адвокатская» деятельность в отношении своего конкурсанта, если его пытаются «засудить» другие эксперты. На уровне нашего отборочного чемпионата таких страшных «разборок» между экспертами, разумеется, нет, но требуется внимательность, чтобы конкурсант при сдаче работы смог донести все аспекты выполненного вне зависимости от факторов, которые могут повлиять на оценку экспертов.
– Какой полученный во время соревнований личный опыт в первую очередь пытались донести до конкурсантов во время подготовки к соревнованиям?
Степан: По идее, участнику нужно знать все – программирование, моделирование, пилотирование… Если чего-то не знаешь или не умеешь, это сразу приведет к нехватке баллов. Так что я пытался дать как можно больше.
Анастасия: Главное – чтобы они умели настраивать коптер. Потому что, если коптер не взлетит, то все, можно заканчивать – ничего не сделаешь и результата не будет.
Степан: Да, да. Базовая настройка коптера – это минимум, который знать надо обязательно. Дальнейшие действия связаны с уже готовым летающим аппаратом: навесы, дополнительная подстройка и т.п.
– В этом году используется другая модель коптера?
Степан: Да, студенты работают с моделью «Клевер - 3», а в прошлом году был «Клевер - 2», на нем сейчас «летают» юниоры. «Клевер - 2» в воздухе достаточно инертен (более спокоен), однако «Клевер - 3» более отзывчив на действия пилота и потому предпочтительнее. В отличие от второй модели у третьей более прочная рама, защита сделана из пластика (а не из дерева, как на «Клевер - 2»). Это обеспечивает некоторую гибкость конструкции и приводит к значительному сокращению числа поломок во время падений и ударов о препятствия во время полетов. Это в свою очередь экономит время, которое требовалось в прошлом году тратить на ремонт аппарата.
– Какое задание выполняют в этом году конкурсанты по моделированию?
Степан: Стоит сказать, что усложнение задания коснулось всех модулей, потому что уровень, который показывают конкурсанты по России и миру, значительно вырос. Поэтому модуль моделирования в этом году тоже усложнен. Если в прошлом году требовалось просто изготовить конструктивный узел, который предназначался для выполнения ограниченного числа функций, то в этот раз с помощью 3D-печати или любыми другими средствами требуется изготовить узел с более сложными функциями.
– В этом году площадка для полетов довольно сильно отличается от прошлогодней.
Степан: Это связано с тем, что регламентом предусмотрено совмещение двух конкурсных модулей – захват груза и полет в специальных очках-шлеме. Сначала участник выполняет захват груза, управляя коптером визуально. Потом он надевает очки-шлем и осуществляет полет с препятствиями в отгороженную зону, где должен сбросить груз в корзину и вернуться на посадочную площадку. В прошлом году эти задания были разделены.
– Лично вам пригодился полученный во время прошлого чемпионата опыт или знания?
Анастасия: Думаю, повысилась моя стрессоустойчивость. В прошлом году на протяжении трех конкурсных дней у меня был огромный стресс. В определенной степени я научилась с этим бороться, не так волноваться, осознавать, что бывает намного хуже и сложнее. Из практических навыков - я попробовала паять, чем раньше никогда не занималась. И еще появилась мечта купить коптер для личных целей – все-таки это захватывает.
– В заявочном листе этого чемпионата преобладают девушки. Ребятам не интересно?
Анастасия: Девушки откликнулись быстро, а многие ребята почему-то поначалу испугались, долго раздумывали. Вот и опоздали.
Степан: В этом году девушки оказались более конкурентоспособными и по отношению, и по текущим оценкам в учебе. С моей конкурсанткой мы учимся в одной группе. Потому я знал, что она желает принять участие в соревнованиях, у нее хорошие оценки и вообще высокая обучаемость. Не так много опыта, но при желании это можно поправить. Потому я высоко оцениваю ее шансы.
– Ваши личные цели на нынешний чемпионат
Анастасия, Степан (хором): Победа своего участника!
Степан: Однако в будущем году сами планируем участвовать в конкурсе.
Анастасия: Регламент не позволяет два года подряд заявляться как конкурсант, поэтому пока будем набираться опыта.
– Спасибо. Видимо, небо вас не отпускает. Даже если в полете только БПЛА.
Елена Шевякова
Другую информацию о работе площадки смотрите здесь